Финансовый портал

Госдолг как инструмент бюджетной политики США

Для поддержания инвестиционной привлекательности американской экономики в послевоенные годы, необходимо было проводить дорогостоящую модернизацию промышленности, повышать уровень квалификации трудовых ресурсов.

Социальное неравенство, а также тот факт, что многие американцы потеряли работу, не сумев адаптироваться к быстро менявшимся стандартам образования и профессиональной подготовки, обусловили необходимость тратить значительные средства государства на программы по снижению социальной напряженности и сдерживанию роста преступности.

Система социального обеспечения и вспомоществования в США не была очень эффективной: она не распространялась на все население страны, хотя расходы на нее быстро росли. Колебания экономического цикла требовали значительных бюджетных усилий для поддержания стабильных темпов роста экономики. Кроме того, противостояние между Америкой и странами Варшавского договора и ведение агрессивной военной политики требовало от США значительных расходов.

Следствием финансирования этих дорогостоящих программ стало то, что за период с 1960 г. по начало 2000 годов темпы роста расходов в 26 раз опережали увеличение налоговых поступлений, поэтому федеральный бюджет США с 1970 х гг. был дефицитным.

Из-за усиления дисбаланса федеральных финансов, который выражался в стремительном росте бюджетного дефицита на первый план вышел вопрос о путях рефинансирования дефицита. Нужно было решить, будет ли финансирование проходить за счет эмиссии денег или за счет увеличения налоговых поступлений.

Третьим возможным путем могла быть ликвидация дефицитов.

Проблема инфляции, связанная с ростом дефицитности федерального бюджета, на протяжении длительного периода фактически игнорировалась. Постепенно, по мере роста инфляционных процессов, задача предотвращения инфляции стала в государстве приоритетной, вытеснив цели долгосрочного стимулирования экономического роста. Инфляция продолжала расти даже в условиях экономического кризиса, вследствие этого американское правительство было вынуждено бороться одновременно с такими взаимоисключающими факторами развития национальной экономики, как спад производства и инфляция.

Повышение налогов для увеличения бюджетных поступлений или сокращение расходов имеет отрицательное влияние на занятость, замедляет деловую активность, сокращает уровни капиталовложений. Кроме того, принятие бюджетных инноваций — медленный процесс, сопровождающийся значительным политическим и экономическим риском.

Финансовые инструменты государственного регулирования приобретают определенную инертность. Федеральный бюджет США аккумулирует экономические, политические и социальные интересы различных групп американского общества, поэтому намерение хотя бы частично изменить устоявшиеся бюджетные приоритеты часто наталкивается на противодействие со стороны определенных, не желающих этого изменения, слоев населения. Помимо этого, можно отметить отсутствие в бюджетной системе США эффективного правительственного контроля над расходами, запоздалый характер принятия бюджетных решений, не успевающих реагировать на циклические колебания экономических показателей.

Проводимая политика «дорогих денег» и высоких процентных ставок способствовала привлечению иностранных инвесторов. Со стороны правительственных органов значительно усилился контроль за развитием инфляционных процессов в экономике США, что привело к снижению удельного веса государственных обязательств, размещенных в банках ФРС, в структуре чистой федеральной задолженности. Была развита инфраструктура рынка долговых обязательств, а это существенно повысило ликвидность рынка и упростило задачу Министерства финансов США, которая заключалась в размещении новых выпусков с минимальными доходностями, а также обслуживании старых.

Таким образом, широкое использование заемных средств для дефицитного финансирования позволяло одновременно совместить два вектора экономической политики США. Во-первых, избежать увеличения ставок подоходного налога, налогов на корпорации и снижения федеральных расходов, что оказывало стимулирующее воздействие на темпы роста экономики США, благотворно влияло на повышение уровня капиталовложений. Во-вторых, проводить жесткую кредитно денежную политику ФРС, которая заключалась в ограничении темпов роста денежной массы в обращении, что позволило постепенно снизить темпы инфляции. В результате исчезла существовавшая ранее зависимость между ростом дефицитов федерального бюджета и инфляцией.

Дефицитное финансирование экономики США привело к тому, что в послевоенный период прошлого столетия из за быстрорастущего дефицита федерального бюджета США абсолютный размер чистого (долга населению) и валового долга Америки вплоть до конца 1990 х гг. постоянно рос, причем темпы роста увеличивались.

В настоящее время в США существуют не только значительные бюджетные дефициты, но и государственный долг. Следовательно, дальнейшее расширение использования заемных средств может сопровождаться высоким экономическим риском.

Рейтинг: 
Голосов пока нет

Курсы валют

<a href="http://www.mt5.com/ru/" target="blank">Форекс портал"</a>

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
Февраль 2018
 

Опрос

Есть ли у Вас вклады в банках ?

Интересно

Как банку правильно оценить кредитные риски

Внедрение и расширение розничных кредитных продуктов привело к созданию стандартизирова...